postheadericon Индустрия кино для детей и юношества – Бизнес или государственная задача?

25 апреля 2013 года в Большом зале заседаний Общественной палаты Российской Федерации состоялось слушание доклада Директора Национального Фонда искусств для детей и юношества СТАНИСЛАВА ПРИБЫЛОВА на тему «Кино для детей и юношества — бизнес или государственная задача?». На слушание и в обсуждение доклада приняли участия деятели культуры и искусства России, руководители предприятий и организаций, работающих в сфере детского и юношеского кино, отечественной анимации.

Основные тезисы
• Катастрофическая ситуация с культурой для детей в России и вызовы, которые бросает нам современное общество и мир.
• Кино – по-прежнему, главное искусство. Римейки, фильмы по книгам русских и советских писателей и «герои русских городов» — основные тематические направления производства кино.
• Новые технологии привлекают детей и «страхуют риски» возврата средств. ЗD – уникальный шанс для российского кино выйти на мировой рынок.
• «Детский» продукт вечен: меняются поколения, а аудитория остается, благодаря семейному просмотру.
• Рынок кинопроката и кинопоказа в России – все еще формируются. Произошла технологическ
6000
ая смена поколений, позволяющая сразу «работать в цифре». Крупные игроки до конца еще не сформировались.
• Развитие бизнеса в регионах
• Кино для детей и юношества – один из краеугольных камней в формировании государственной идеологии России в ближайшем будущем

Зарубежный опыт
• Опыт  государственного регулирования. В США с середины 50-х гг. ХХ века происходило все более заметное вмешательство государства в регуляцию культурной жизни. Особенно заметным этот процесс стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда была расширена система органов, осуществляющих культурную политику под контролем как федерального правительства, так и Конгресса. Принятие американским государством ранее не свойственных ему функций встретило серьезную оппозицию, но после длительных дебатов в Конгрессе и широкой дискуссии в стране в 1965 г. был все же учрежден Национальный фонд искусств и гуманитарных наук, как основной правительственный орган, распределяющий государственные субсидии, вырабатывающий рекомендательные программы в области культуры и участвующий в проведении культурной политики. Детское кино и искусство в ряде штатов имеет налоговые льготы. Ими в своей деятельности активно пользуется компания Disney, одна из семерки «мейджеров» специализирующаяся на производстве детского продукта.

• Опыт государственно-частного партнерства. С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам. В середине 80-х годов во Франции, Италии, Германии были созданы государственные структуры, дающие гарантии по кредитам различным коммерческим отраслям культуры, в частности для детей и юношества. Во Франции эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры, образованный государственными и частными банками, в Великобритании — Национальный фонд развития кино, кредитующий производство фильмов.

Зарубежный передовой опыт
• Опыт государственного планирования в отрасли культуры.На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум «Культура как конфронтация» — документ, в котором конкретизировались основы культурной политики для молодежи. В соответствии с меморандумом  Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности — если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Фонд: структура и цели
Национальный Фонд искусств для детей и юношества – организация, агрегирующая и развивающая все передовые , нравственно-, общественно- и государственно-значимые проекты в области искусства для  молодого поколения.

Приоритетным направлением деятельности Фонда является создание художественных фильмов и сериалов для детей и юношества, семейной аудитории

Другие направления деятельности Фонда:
— Театр (отдельная программа развития ТЮЗов и Театров Кукол)
— Телевидение, сериалы, видео (отдельный план производства образовательных программ и каналов)
— Эстрада и Цирк (программа создания международных детских эстрадных коллективов)
— Музыка, опера и балет (программа продвижения юных талантов в области классической музыки)
— Виртуальные Игры (программа создания компьютерных игр патриотической направленности)
— Тематические парки для семейного развлечения и отдыха (программа регионального развития семейных рекреационных парков)

Страна, которая «окружает» новое поколение
• Практическое отсутствие отрасли культуры и искусства для детей в стране (произошедшее сокращение количества детских театров; «редкость» российских детских фильмов; уменьшение количества детских музыкальных постановок; после практического исчезновения отечественной мультипликации  — невероятная потребность и новое развитие)
• Очевидная государственная и общественная необходимость воссоздания искусства для детей и юношества: потребность в сохранении общего культурного поля, связи поколений, утверждения ценностей семьи и гуманизма
• Отсутствие на экране и сцене российских героев, историй и идеалов. Правдой является их сегодняшнее отсутствие, неправдой, то, что в России их не умеют создавать.

Мир, «окружающий» новое поколение
• Переход в 10-ые годы 21 века увенчался значительным технологическим прорывом во всем мире, который коснулся и России. Однако этот прорыв практически ничего не привнес в развивающие и обучающие технологии ни в мире, ни в России. Тем не менее, потребность в альтернативном развлекательно-обучающем процессе колоссальна. Особенно эта потребность становится ярко выраженной перед лицом всех тех вызовов, которые бросает человечеству и России 21 век: климатические катаклизмы, технологические катастрофы, «усталость» мировой экономической системы, глобализация и межрегиональные, межконфессиональные и межнациональные конфликты, перераспределение «сил» на земном шаре в сторону густонаселенных районов Азии, а в будущем возможно и Африки.
• Для подрастающего поколения россиян не существует аудиовизуального источника знаний о сегодняшнем мире. Более того, наследие прошлых поколений отделено барьером социальных перемен, утраченных традиций и нормативного давления большинства, которого «успешно воспитала» реклама. Кроме того, зачастую от ценностей человечества, значение которых в сегодняшней России умалено эпохой «торгово-коммерческого» нигилизма, новое поколение уже отделено «трудностями перевода» с языка интеллектуалов, ставших в современном обществе изгоями.

Почему так важно искусство для детей и юношества?
Главной задачей  в области воспитания нового поколения является работа по выработке у каждого юного соотечественника национального самосознания. При этом понятно, что достичь этого невозможно только школьно-образовательным способом, или только всеобщим почитанием народных идеалов, или только пышным празднованием национальных событий и дат. Все эти формы важны, но не достаточны без самого главного – создания средствами массовых искусств (кино, музыка, театр, телевидение) близких молодым людям образов (людей, животных, других одушевленных персонажей).
Эти образы, находясь в понятных и, главное востребованных юными зрителями обстоятельствах, должны действовать в традиционной для России системе координат. В этой системе координат должны быть четко обозначены место добра и зла, восхищения и презрения, сочувствия и отвращения. Эта система координат должна на ежедневном уровне закладываться в юные умы и души, подобно тому, как ребенок учиться ходить, говорить и понимать окружающий его мир. Происходить это должно с раннего детства, и продолжатся до тех пор, пока молодой человек однажды не сделает сам свой жизненный, моральный и религиозный выбор. Первоосновой формирования такой системы координат всегда были народные сказки. Затем, к ним прибавились авторские сказочные истории, а для более старшего возраста – приключения и фантастика.

Как искусство для детей и юношества формирует нравственные идеалы?
У каждого народа, нации есть свои персонажи сказок, свое формирование идеалов. В дорелигиозном и доидеологизированном сознании ребенка они всегда играли роль первичной «прошивки», подобно тому, какую роль играет первичная «прошивка» сложных современных электронных устройств. Только разница велика: в первом случае речь идет не просто о формирование отдельных людей, а их понятий о том, как им всем в будущем жить вместе. Здесь и происходит обретение системы координат: «где право — где лево», то есть добро и зло. И ни в одной нации это не формируется случайно: государственные намерения любого народа  в создании идеалов общества с детства  — очевидны. Как правило, базовые элементы совпадают: юный герой любит своих родителей, свой дом и родину, вырастая в мужчину их достойного защитника и устроителя, или в женщину – любящую и верную жену и заботливую мать.

Задача искусства для детей и юношества
Объявленный руководством страны курс развития, адресован своим результатом следующему поколению, а значит, это поколение, для того, чтобы влиться в работу над начатым сегодня, должно прийти в жизнь со сформированными идеалами, сплоченное и целеустремленное. В противном случае страну ждет несоответствие возможностей научно-технического прогресса общественной морали и, как следствие может привести к морально-нравственному хаосу в обществе. Новому обществу просто необходимы нравственные и идеологические ориентиры. Они будут способствовать формированию «ЛИЧНОСТЕЙ» в подрастающем поколении. Для этого уже сегодня нужны «герои будущего».

Кто они «новые герои»?
• Они должны вытеснить заполнившие массовое сознание сегодняшней молодежи стремление к «гламуру» и криминальным ценностям. Многие из будущих героев – хорошо забытые старые. Это, например: дети-изобретатели, подобные американскому Джимми-Нейтрону или советскому Знайке, подростки-исследователи космоса или внеземной цивилизации, подобные советским «Отрокам во Вселенной» или героям американского «Инопланетянина», юноши-путешественники подобные советским «Детям капитана Гранта» или юным спутникам  французского Паспарту.
• Другой важной составляющей для поддержания направления на модернизацию — это формирование культа профессионализма.

«Чем пахнут ремесла?».
Мальчишка-суперпрограммист помогает героям войти в секретную сеть злоумышленников – его будущее : кибераналитик государственных структур,
другие двое – конструируют  самолет и, когда вырастают, то становятся авиаконструкторами,
девочка, увидевшая в раннем детстве случайную смерть любимого животного становится в будущем великим хирургом,
юные археологи открывают место, где спрятана библиотека Ивана Грозного – будущие историки.

Вот истории нового российского юношеского кинематографа.
• И, наконец, то, что должно способствовать отношению к здоровью, как к собственному, так и своих близких и формировать новое здоровое поколение россиян:  художественные научно-фантастические фильмы о возможности человеческого тела и разума.
• Не менее важна и современная политкорректность и этническое «равновесие» героев для многонациональной и уже, по-настоящему, «интернационально» открытой России.

Направление «главного удара» — кино
• Гордость за свою страну – это основа чувства здорового патриотизма. Для каждого поколения соотечественников большой проблемой была нравственная и идеологическая связь поколений. Здесь особенно трудным видится переход от  сегодняшнего проблемного общества к обществу россиян будущего поколения. Что станет «морально-нравственным мостиком» через десятилетия? Золотой фонд советского кино и русской и советской литературы, созданный поколениями. В кинематографе — современные «римейки» старых популярных детских картин.

«Римейки» и Реэкранизация
•Сказки :А.Роу («Морозко» и другие), А.Птушко («Сказка о потерянном времени» и другие), Н.Кошеверовой («Золушка» и другие), Г.Васильева («Финист-ясный сокол» и другие), Г. Казанского («Старик Хоттабыч» и другие), Б. Рыцарева («Волшебная лампа Алладина» и другие), Р. Быкова («Айболит-66» и другие) необходимо экранизировать с учетом технологических возможностей цифрового кино 21 века.
• Ряд социально-значимых фильмов 20-века, в которых, так или иначе, раскрыты отношения между подростками также должны быть созданы «заново». Это, например, «Вам и не снилось» И.Фрэза или «Дикая собака Динго» Ю.Карасика. Даже в отсутствии пионерской организации как обязательного детской «общественной организации — вероятен римейк знаменитой детской комедии «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен!» Э.Климова.
• Научная фантастика. Римейки «Туманности Андромеды» Е.Шерстобитова, трилогии «Отроков во Вселенной» Р.Викторова, «Звездного инспектора» и «Петли Ориона» Б.Травкина и В.Селиванова, «Небо зовет» и «Мечте на встречу» А.Козыря и М.Карюкова и, конечно, фильмов по романам великих национальных фантастов — А. Беляева  («Человек-амфибия» и «Ариэль») и А.Казанцева («Планета Бурь»). 
• Кроме того, необходимы римейки ряда детских фильмов историко-патриотической направленности – «Кортик» и «Бронзовая птица» Н.Калинина, «Два капитана» В.Венгерова и «Полонез Огинского» Л.Голуба.

Использовать «колоссальное наследие»
• Новые экранизации и проекты новых телевизионных и кинотеатральных фильмов,  безусловно, не должны создаваться ни в отрыве от национальной традиции, ни от мировых тенденций и мировых ценностей.
• Сказки русских писателей А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, С.Т.Аксакова, сказки народов России, а также сказки Ю.Олеши, К.Чуковского, Н.Носова, В.Каверина, А.Волкова предполагается экранизировать в первых двух категориях (волшебные сказки и анимация).
• В категории фантастики и приключений существует целый ряд неэкранизированных фантастических повестей и романов А.Казанцева, А.Беляева, И.Ефремова, Е.Парнова, а также произведений В.Крапивина,  Л.Кассиля, А.Грина.
• В части экранизации исторических произведений предполагается использовать произведения В.Пикуля. Юношеские мелодрамы и молодежные комедии – это то поле, где необходимо и возможно использовать авторов-современников. 
• Должна быть отражена и отсутствовавшая ранее православная традиция в кинематографе как восполнение важнейшего элемента традиционного воспитания в России.
• Одним из проектов направленных на популяризацию традиций народов Востока может стать анимационная экранизация сказок «Тысячи и одной ночи».

Кино о «героях наших городов»
• Создание культурных ориентиров путем прославления великих исторических деятелей и событий, имевших отношение к территориям нынешних субъектов федерации.
• Привлечение внимания к достопримечательностям связанным с этим и превращение их в национальное достояние и туристическую ценности.
• Продвижение имиджа каждого конкретного субъекта федерации не только в масштабе РФ, но и в мировом масштабе.

Примеры: Тобольск, Новосибирск, Тюмень —  Ермак Тимофеевич, Строгановы; Хабаровск, Амурская область — Ерофей Хабаров; Новгород, Псков, Переяславль-Залесский — Александр Невский; Тобольск — Дмитрий Менделеев; Смоленск – Рюрик; Петр Первый – Питер, Кронштадт; Владимир, Суздаль, Ростов —  Князь Владимир; Москва- Юрий Долгорукий; Казань — Федор Шаляпин; Архангельск  — Михаил Ломоносов; Сергиев Посад — Сергий Радонежский Тверь – «Повесть о Тверском отроче монастыре»; Афанасий Никитин; Рязань – Константин Циолковский; Сергей Есенин; Салтыков-Щедрин; Краснодар/Ставрополь – Кубанское казачество; Тамбов – Сергей Рахманинов; Александр Лодыгин (лампочка) Екатеринбург – Павел Бажов; Сергей Витте; Иван Козловский. Нижний Новгород – Минин и Пожарский

Новые технологии
• Главным методом возрождения и развития детского и юношеского кинематографа и телекино должно стать применение  новых технологий, в частности, цифровой способ производства и монтажа в стандартах НD (высокой четкости, с разрешением 4К и выше), 3D (с применением поляризационных технологий для стереоэффекта) и последующим переходом к будущим стандартам изображения, таких как, например Super Hi-Vision или UltraHD (сверхвысокая четкость 8К) и голографическому кино (3D с разным уровнем глубины). Такой инновационный технологический скачок просто необходим, по крайней мере, как способ привлечения детской и юношеской зрительской аудитории к продукту в сверхконкурентной среде (давление мировой культуры и Голливуда).
• Кроме того, необходимо дать новое дыхание отечественной мультипликации путем применения новых технологий значительно ускоряющих производство анимационного кино, таких, как, например, motion capture (использование живых людей для создания анимационных образов, путем «снятия» информации датчиками, укрепленными на теле), а также путем создания «конвейера» быстрой анимации, соединив разрозненных мастеров компьютерной графики, проживающих в разных городах России в единое производящее сообщество, сосуществующее на удаленном доступе, применяя возможности современных телекоммуникаций (всероссийский анимационный hub).

Почему 3D?
— Возможность выхода с продукцией на мировой кино рынок
— НЕпиратируемость в 3D дает возможность иметь чистый доход от реализации дисков
— Снижение рисков за счет большей окупаемости, чем обыкновенное кино
— Создание пакета продукта необходимого для создаваемых по миру 3D каналов, тиража дисков 3D HD Blu-ray (в течение 5-10 лет будет существовать «контентный голод»)
— Наполнение растущего рынка цифрового кино (ежегодный прирост не менее 16 000 экранов)
— Создание первичных образов для 3D  компьютерных игр
— Возможность соединения всероссийского бизнеса в единый хаб, используя современные телекоммуникационные технологии
— Возможность создания «компании поколения» за счет создания рынка 3D аниматоров и IT технологов в этой области
— Доходы от реализации вторичных прав продолжаются многие годы из-за долгой амортизации библиотеки по мере появления новых 3D каналов в России и мире
— Относительная дешевизна производства в России

Animation & CG HUB  (в России)
• Создание центра в любом крупном городе России (офис с передовыми возможностями в части интернет-трафика, адекватная серверная, рендеринг, компьютерные посты)
• Создание юридической системы обмена образами и сырыми графическими материалами  с системой оплаты прав
• Создание системы конкурса мультипликационных образов, поступивших от детских изобразительных школ и студий, включая детей с ограниченными физическими возможностями ;
• Создание системы «удаленного» цехового разделения по периодам производства (моделлинг, сетап, текстуровка, фактура, светотени и рендеринг)
 
Детское кино: «Мобилизационный проект» для всей киноиндустрии
• «Обкатка» профессиональных кадров после профильных вузов. Повышение квалификации работающих профессионалов.
• Воссоздание «среднего звена» в кинематографии через опыт в детском и юношеском кино
• Привлечение «мастеров-наставников» из старшего поколения кинематографистов
• Использование и развитие региональных кинематографических кадров и базы в регионах (филиалы художественных школ и киновузов, филиалы киностудий)

Art-in-MEDIA  как культурный процесс
• Во всем мире, и в постсоветской России в том числе, развитие СМИ определялось развитием средств производства долгое время были крайне дорогостоящими для кино и телевидения. В настоящее время, в данных областях СМИ и средств доставки произошел технологический перелом.  Средства производства подешевели на порядки. Средства доставки достигли такого разнообразия, что давно конкурируют друг с другом, а само это «разнообразие» увеличивается с геометрической прогрессией.
• Период «пиратско-всеобщего» доступа к продукту интеллектуального труда в интернете и на «черном рынке» цифровых носителей завершается на глазах: вступление России в ВТО повлечет за собой неизбежно «наведение порядка» в этой «разгулявшейся отрасли».
• Наступает эпоха «борьбы за контент». В России происходящая «смена поколений» и быстрое проникновения и удешевление новых технологий в самое ближайшее время  «сломает» ситуацию. «Выжженное культурное поле» России потребует «зрелищ», а именно здесь на «обломках СССР» и сохранились нетронутыми из-за языкового барьера «пласты» научной фантастики, детской и юношеской литературы, детективов и приключений с массой образов и сюжетов.

Финансирование
• Господдержка (Минкульт, Фонд кино и др.)
• Региональные губернские фонды (социальные, культурные, общественные)
• Общественные акции «Народное кино» (смс флешмобы как сбор средств, оплата билетов из фондов градообразующих предприятий как реализация)
• Использование «замороженных средств» пенсионных фондов (страхование процесса, создание подразделений кредитования детского кино в уполномоченных банках)
• Привлеченные, инвестиционные средства

Развитие бизнеса в РЕГИОНАХ
Предполагается создание в Москве и других городах детских парков под открытым небом, основой которых станут декорации фильмов, снимаемых Фондом, например:
• Космические корабли и ландшафты других планет Беляева, Казанцева, Ефремова и др.
• Кремль, Соборная площадь, кремли и крепости городов средневекового периода
• Сказочные страны Носова, Волкова, Маршака и Чуковского
• Древняя Россия: деревянное зодчество, жилища сказочных героев
• Дома и усадьбы великих соотечественников
• Корабли, самолеты, поезда разных периодов 20 века
• Кареты, здания, корабли, поезда дореволюционной России
• Улицы дореволюционных Питера, Москвы и других городов
• Военная техника разных времен (муляжи), укрепления великих битв

Краткая «дорожная карта»
• Объединение всех энтузиастов отрасли
• Создание системы отбора идей, образов, героев
• Создание системы появления профессиональных сценариев и их оценки (маркетинговой и художественной)
• Создание устойчивой системы финансирования отрасли детского и юношеского кино
• Создание Киностудии и анимационного центра (hub) полного цикла
• Выход на перспективные международные рынки с продукцией для детей и юношества (Китай, Юго-Восточная Азия и др.)

Выводы: от КУЛЬТУРЫ «ВЫЖИВАНИЯ СИЛЬНЕЙШЕГО» к культуре «любви к ближнему»
• Детское кино является основной частью детской культуры, которая в свою очередь является отдельной отраслью, и которая находится в настоящий момент в России в ничтожном состоянии.
• Возрождение детского кино – это создание платформы для развития детской культуры. Без нее страну ждет нравственный кризис и окончательное крушение общественной морали
• Одно поколение, за минувшее с 1991 года время, уже потеряно. Оно выросло в условиях деградации образования, уничтожения науки и культуры, полного исчезновения отечественного кино. Потеря еще одного поколения – окончательная потеря будущего. Несмотря на рост рождаемости и попытки возродить отечественное образование и науку, в области культуры для детей и юношества ничего не делается. Детского и юношеского кино практически не снимается. Лидерами проката в кинотеатрах устойчиво продолжают быть низкопробные российские  псевдо молодежные комедии и американская продукция. Хотя и наблюдается некоторое возрождение российской анимации, пустота, образовавшаяся при потере нравственных ориентиров, заполняется тут же пошлостью и глупостью.
• Детское кино – это тот ключ, который отворяет двери к невероятно сильным эмоциям и чувствам юной души. Они запоминаются на всю жизнь и становятся, и ориентирами в выборе будущей профессии, и мерой в межчеловеческих отношениях.

Выводы: НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ формируется с детства
• Возрождение детского кино – является первостепенной задачей российской культуры.
• Одно из направлений – повторная экранизация лучших шедевров отечественного кинематографа. То есть производство римейков. Реэкранизация. Этот путь позволяет сразу сделать ставку на то, что уже по достоинству оценил однажды зритель, на проверенный годами продукт. Кроме того, детское кино переснятое по известным сценариям объединит в кинозалах детей и представителей старшего поколения (родителей и даже бабушек с дедушками), которые придут вместе с детьми посмотреть на  любимых героев и новую экранизацию любимого фильма.
• Важ
5c5d
нейшей проблемой станет определение  героев нового детского кино. Речь идет об исторических и литературных героях, чьи образы традиционно формировались, благодаря столичному выбору. Однако сегодня необходимо переместить центр внимания в регионы.  «Парень из нашего города» — вот сегодняшний герой. Для молодежи большинства городов России неоценимым может быть обретение кумира из родного края.  Продвижение собственного исторического героя также окажется возможностью для края, области или республики, входящей в РФ позиционироваться в глазах своих жителей как особенное, отличающееся от других место.
• Как сделать это новое детское кино достаточно привлекательным для юного зрителя?  Такой способ есть – делать такие фильмы технологически передовыми. Формат 3D, цифровое кино — все больше и больше завоевывают мировой киноэкран – та форма на которую следует делать ставку. Именно эта технология снижает финансовый риски в связи с более высокой стоимостью билета и позволяет организовать фильму самый широкий прокат, в том числе за пределами РФ.

Источник: http://nfac.ru/

25 апреля 2013 года в Большом зале заседаний Общественной палаты Российской Федерации состоялось слушание доклада Директора Национального Фонда искусств для детей и юношества СТАНИСЛАВА ПРИБЫЛОВА на тему «Кино для детей и юношества — бизнес или государственная задача?». На слушание и в обсуждение доклада приняли участия деятели культуры и искусства России, руководители предприятий и организаций, работающих в сфере детского и юношеского кино, отечественной анимации.

Основные тезисы
• Катастрофическая ситуация с культурой для детей в России и вызовы, которые бросает нам современное общество и мир.
• Кино – по-прежнему, главное искусство. Римейки, фильмы по книгам русских и советских писателей и «герои русских городов» — основные тематические направления производства кино.
• Новые технологии привлекают детей и «страхуют риски» возврата средств. ЗD – уникальный шанс для российского кино выйти на мировой рынок.
• «Детский» продукт вечен: меняются поколения, а аудитория остается, благодаря семейному просмотру.
• Рынок кинопроката и кинопоказа в России – все еще формируются. Произошла технологическая смена поколений, позволяющая сразу «работать в цифре». Крупные игроки до конца еще не сформировались.
• Развитие бизнеса в регионах
• Кино для детей и юношества – один из краеугольных камней в формировании государственной идеологии России в ближайшем будущем

Зарубежный опыт
• Опыт  государственного регулирования. В США с середины 50-х гг. ХХ века происходило все более заметное вмешательство государства в регуляцию культурной жизни. Особенно заметным этот процесс стал в период правления президента Дж. Кеннеди, когда была расширена система органов, осуществляющих культурную политику под контролем как федерального правительства, так и Конгресса. Принятие американским государством ранее не свойственных ему функций встретило серьезную оппозицию, но после длительных дебатов в Конгрессе и широкой дискуссии в стране в 1965 г. был все же учрежден Национальный фонд искусств и гуманитарных наук, как основной правительственный орган, распределяющий государственные субсидии, вырабатывающий рекомендательные программы в области культуры и участвующий в проведении культурной политики. Детское кино и искусство в ряде штатов имеет налоговые льготы. Ими в своей деятельности активно пользуется компания Disney, одна из семерки «мейджеров» специализирующаяся на производстве детского продукта.

• Опыт государственно-частного партнерства. С развитием коммерческой деятельности организаций культуры все более заметную роль в их финансировании стал играть банковский кредит и кредитные льготы. Государство содействует им в получении банковских ссуд, предоставляя гарантии по кредитам. В середине 80-х годов во Франции, Италии, Германии были созданы государственные структуры, дающие гарантии по кредитам различным коммерческим отраслям культуры, в частности для детей и юношества. Во Франции эту задачу выполняет Институт финансирования кинематографии и индустрии культуры, образованный государственными и час
6d75
тными банками, в Великобритании — Национальный фонд развития кино, кредитующий производство фильмов.

Зарубежный передовой опыт
• Опыт государственного планирования в отрасли культуры.На примере Нидерландов, где сейчас апробируются новые принципы финансирования культуры и искусства, мы можем проследить тенденции, свидетельствующие о смене государственных приоритетов в этой сфере. В июне 1999 года правительство Нидерландов опубликовало меморандум «Культура как конфронтация» — документ, в котором конкретизировались основы культурной политики для молодежи. В соответствии с меморандумом  Министерство образования, культуры и науки Нидерландов осуществляет постепенный переход к бюджетированию, ориентированному на результат. Учреждения культуры получают возможность, например, в течение первых двух лет копить средства, чтобы на третий год начать развивать новое направление деятельности — если это направление было заявлено в проекте, под который получены средства. Таким образом, учреждения культуры вправе свободно распоряжаться всей суммой субсидии, но только в рамках проекта, на который она была отпущена.

Фонд: структура и цели
Национальный Фонд искусств для детей и юношества – организация, агрегирующая и развивающая все передовые , нравственно-, общественно- и государственно-значимые проекты в области искусства для  молодого поколения.

Приоритетным направлением деятельности Фонда является создание художественных фильмов и сериалов для детей и юношества, семейной аудитории

Другие направления деятельности Фонда:
— Театр (отдельная программа развития ТЮЗов и Театров Кукол)
— Телевидение, сериалы, видео (отдельный план производства образовательных программ и каналов)
— Эстрада и Цирк (программа создания международных детских эстрадных коллективов)
— Музыка, опера и балет (программа продвижения юных талантов в области классической музыки)
— Виртуальные Игры (программа создания компьютерных игр патриотической направленности)
— Тематические парки для семейного развлечения и отдыха (программа регионального развития семейных рекреационных парков)

Страна, которая «окружает» новое поколение
• Практическое отсутствие отрасли культуры и искусства для детей в стране (произошедшее сокращение количества детских театров; «редкость» российских детских фильмов; уменьшение количества детских музыкальных постановок; после практического исчезновения отечественной мультипликации  — невероятная потребность и новое развитие)
• Очевидная государственная и общественная необходимость воссоздания искусства для детей и юношества: потребность в сохранении общего культурного поля, связи поколений, утверждения ценностей семьи и гуманизма
• Отсутствие на экране и сцене российских героев, историй и идеалов. Правдой является их сегодняшнее отсутствие, неправдой, то, что в России их не умеют создавать.

Мир, «окружающий» новое поколение
• Переход в 10-ые годы 21 века увенчался значительным технологическим прорывом во всем мире, который коснулся и России. Однако этот прорыв практически ничего не привнес в развивающие и обучающие технологии ни в мире, ни в России. Тем не менее, потребность в альтернативном развлекательно-обучающем процессе колоссальна. Особенно эта потребность становится ярко выраженной перед лицом всех тех вызовов, которые бросает человечеству и России 21 век: климатические катаклизмы, технологические катастрофы, «усталость» мировой экономической системы, глобализация и межрегиональные, межконфессиональные и межнациональные конфликты, перераспределение «сил» на земном шаре в сторону густонаселенных районов Азии, а в будущем возможно и Африки.
• Для подрастающего поколения россиян не существует аудиовизуального источника знаний о сегодняшнем мире. Более того, наследие прошлых поколений отделено барьером социальных перемен, утраченных традиций и нормативного давления большинства, которого «успешно воспитала» реклама. Кроме того, зачастую от ценностей человечества, значение которых в сегодняшней России умалено эпохой «торгово-коммерческого» нигилизма, новое поколение уже отделено «трудностями перевода» с языка интеллектуалов, ставших в современном обществе изгоями.

Почему так важно искусство для детей и юношества?
Главной задачей  в области воспитания нового поколения является работа по выработке у каждого юного соотечественника национального самосознания. При этом понятно, что достичь этого невозможно только школьно-образовательным способом, или только всеобщим почитанием народных идеалов, или только пышным празднованием национальных событий и дат. Все эти формы важны, но не достаточны без самого главного – создания средствами массовых искусств (кино, музыка, театр, телевидение) близких молодым людям образов (людей, животных, других одушевленных персонажей).
Эти образы, находясь в понятных и, главное востребованных юными зрителями обстоятельствах, должны действовать в традиционной для России системе координат. В этой системе координат должны быть четко обозначены место добра и зла, восхищения и презрения, сочувствия и отвращения. Эта система координат должна на ежедневном уровне закладываться в юные умы и души, подобно тому, как ребенок учиться ходить, говорить и понимать окружающий его мир. Происходить это должно с раннего детства, и продолжатся до тех пор, пока молодой человек однажды не сделает сам свой жизненный, моральный и религиозный выбор. Первоосновой формирования такой системы координат всегда были народные сказки. Затем, к ним прибавились авторские сказочные истории, а для более старшего возраста – приключения и фантастика.

Как искусство для детей и юношества формирует нравственные идеалы?
У каждого народа, нации есть свои персонажи сказок, свое формирование идеалов. В дорелигиозном и доидеологизированном сознании ребенка они всегда играли роль первичной «прошивки», подобно тому, какую роль играет первичная «прошивка» сложных современных электронных устройств. Только разница велика: в первом случае речь идет не просто о формирование отдельных людей, а их понятий о том, как им всем в будущем жить вместе. Здесь и происходит обретение системы координат: «где право — где лево», то есть добро и зло. И ни в одной нации это не формируется случайно: государственные намерения любого народа  в создании идеалов общества с детства  — очевидны. Как правило, базовые элементы совпадают: юный герой любит своих родителей, свой дом и родину, вырастая в мужчину их достойного защитника и устроителя, или в женщину – любящую и верную жену и заботливую мать.

Задача искусства для детей и юношества
Объявленный руководством страны курс развития, адресован своим результатом следующему поколению, а значит, это поколение, для того, чтобы влиться в работу над начатым сегодня, должно прийти в жизнь со сформированными идеалами, сплоченное и целеустремленное. В противном случае страну ждет несоответствие возможностей научно-технического прогресса общественной морали и, как следствие может привести к морально-нравственному хаосу в обществе. Новому обществу просто необходимы нравственные и идеологические ориентиры. Они будут способствовать формированию «ЛИЧНОСТЕЙ» в подрастающем поколении. Для этого уже сегодня нужны «герои будущего».

Кто они «новые герои»?
• Они должны вытеснить заполнившие массовое сознание сегодняшней молодежи стремление к «гламуру» и криминальным ценностям. Многие из будущих героев – хорошо забытые старые. Это, например: дети-изобретатели, подобные американскому Джимми-Нейтрону или советскому Знайке, подростки-исследователи космоса или внеземной цивилизации, подобные советским «Отрокам во Вселенной» или героям американского «Инопланетянина», юноши-путешественники подобные советским «Детям капитана Гранта» или юным спутникам  французского Паспарту.
• Другой важной составляющей для поддержания направления на модернизацию — это формирование культа профессионализма.

«Чем пахнут ремесла?».
Мальчишка-суперпрограммист помогает героям войти в секретную сеть злоумышленников – его будущее : кибераналитик государственных структур,
другие двое – конструируют  самолет и, когда вырастают, то становятся авиаконструкторами,
девочка, увидевшая в раннем детстве случайную смерть любимого животного становится в будущем великим хирургом,
юные археологи открывают место, где спрятана библиотека Ивана Грозного – будущие историки.

Вот истории нового российского юношеского кинематографа.
• И, наконец, то, что должно способствовать отношению к здоровью, как к собственному, так и своих близких и формировать новое здоровое поколение россиян:  художественные научно-фантастические фильмы о возможности человеческого тела и разума.
• Не менее важна и современная политкорректность и этническое «равновесие» героев для многонациональной и уже, по-настоящему, «интернационально» открытой России.

Направление «главного удара» — кино
• Гордость за свою страну – это основа чувства здорового патриотизма. Для каждого поколения соотечественников большой проблемой была нравственная и идеологическая связь поколений. Здесь особенно трудным видится переход от  сегодняшнего проблемного общества к обществу россиян будущего поколения. Что станет «морально-нравственным мостиком» через десятилетия? Золотой фонд советского кино и русской и советской литературы, созданный поколениями. В кинематографе — современные «римейки» старых популярных детских картин.

«Римейки» и Реэкранизация
•Сказки :А.Роу («Морозко» и другие), А.Птушко («Сказка о потерянном времени» и другие), Н.Кошеверовой («Золушка» и другие), Г.Васильева («Финист-ясный сокол» и другие), Г. Казанского («Старик Хоттабыч» и другие), Б. Рыцарева («Волшебная лампа Алладина» и другие), Р. Быкова («Айболит-66» и другие) необходимо экранизировать с учетом технологических возможностей цифрового кино 21 века.
• Ряд социально-значимых фильмов 20-века, в которых, так или иначе, раскрыты отношения между подростками также должны быть созданы «заново». Это, например, «Вам и не снилось» И.Фрэза или «Дикая собака Динго» Ю.Карасика. Даже в отсутствии пионерской организации как обязательного детской «общественной организации — вероятен римейк знаменитой детской комедии «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен!» Э.Климова.
• Научная фантастика. Римейки «Туманности Андромеды» Е.Шерстобитова, трилогии «Отроков во Вселенной» Р.Викторова, «Звездного инспектора» и «Петли Ориона» Б.Травкина и В.Селиванова, «Небо зовет» и «Мечте на встречу» А.Козыря и М.Карюкова и, конечно, фильмов по романам великих национальных фантастов — А. Беляева  («Человек-амфибия» и «Ариэль») и А.Казанцева («Планета Бурь»). 
• Кроме того, необходимы римейки ряда детских фильмов историко-патриотической направленности – «Кортик» и «Бронзовая птица» Н.Калинина, «Два капитана» В.Венгерова и «Полонез Огинского» Л.Голуба.

Использовать «колоссальное наследие»
• Новые экранизации и проекты новых телевизионных и кинотеатральных фильмов,  безусловно, не должны создаваться ни в отрыве от национальной традиции, ни от мировых тенденций и мировых ценностей.
• Сказки русских писателей А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, С.Т.Аксакова, сказки народов России, а также сказки Ю.Олеши, К.Чуковского, Н.Носова, В.Каверина, А.Волкова предполагается экранизировать в первых двух категориях (волшебные сказки и анимация).
• В категории фантастики и приключений существует целый ряд неэкранизированных фантастических повестей и романов А.Казанцева, А.Беляева, И.Ефремова, Е.Парнова, а также произведений В.Крапивина,  Л.Кассиля, А.Грина.
• В части экранизации исторических произведений предполагается использовать произведения В.Пикуля. Юношеские мелодрамы и молодежные комедии – это то поле, где необходимо и возможно использовать авторов-современников. 
• Должна быть отражена и отсутствовавшая ранее православная традиция в кинематографе как восполнение важнейшего элемента традиционного воспитания в России.
• Одним из проектов направленных на популяризацию традиций народов Востока может стать анимационная экранизация сказок «Тысячи и одной ночи».

Кино о «героях наших городов»
• Создание культурных ориентиров путем прославления великих исторических деятелей и событий, имевших отношение к территориям нынешних субъектов федерации.
• Привлечение внимания к достопримечательностям связанным с этим и превращение их в национальное достояние и туристическую ценности.
• Продвижение имиджа каждого конкретного субъекта федерации не только в масштабе РФ, но и в мировом масштабе.

Примеры: Тобольск, Новосибирск, Тюмень —  Ермак Тимофеевич, Строгановы; Хабаровск, Амурская область — Ерофей Хабаров; Новгород, Псков, Переяславль-Залесский — Александр Невский; Тобольск — Дмитрий Менделеев; Смоленск – Рюрик; Петр Первый – Питер, Кронштадт; Владимир, Суздаль, Ростов —  Князь Владимир; Москва- Юрий Долгорукий; Казань — Федор Шаляпин; Архангельск  — Михаил Ломоносов; Сергиев Посад — Сергий Радонежский Тверь – «Повесть о Тверском отроче монастыре»; Афанасий Никитин; Рязань – Константин Циолковский; Сергей Есенин; Салтыков-Щедрин; Краснодар/Ставрополь – Кубанское казачество; Тамбов – Сергей Рахманинов; Александр Лодыгин (лампочка) Екатеринбург – Павел Бажов; Сергей Витте; Иван Козловский. Нижний Новгород – Минин и Пожарский

Новые технологии
• Главным методом возрождения и развития детского и юношеского кинематографа и телекино должно стать применение  новых технологий, в частности, цифровой способ производства и монтажа в стандартах НD (высокой четкости, с разрешением 4К и выше), 3D (с применением поляризационных технологий для стереоэффекта) и последующим переходом к будущим стандартам изображения, таких как, например Super Hi-Vision или UltraHD (сверхвысокая четкость 8К) и голографическому кино (3D с разным уровнем глубины). Такой инновационный технологический скачок просто необходим, по крайней мере, как способ привлечения детской и юношеской зрительской аудитории к продукту в сверхконкурентной среде (давление мировой культуры и Голливуда).
• Кроме того, необходимо дать новое дыхание отечественной мультипликации путем применения новых технологий значительно ускоряющих производство анимационного кино, таких, как, например, motion capture (использование живых людей для создания анимационных образов, путем «снятия» информации датчиками, укрепленными на теле), а также путем создания «конвейера» быстрой анимации, соединив разрозненных мастеров компьютерной графики, проживающих в разных городах России в единое производящее сообщество, сосуществующее на удаленном доступе, применяя возможности современных телекоммуникаций (всероссийский анимационный hub).

Почему 3D?
— Возможность выхода с продукцией на мировой кино рынок
— НЕпиратируемость в 3D дает возможность иметь чистый доход от реализации дисков
— Снижение рисков за счет большей окупаемости, чем обыкновенное кино
— Создание пакета продукта необходимого для создаваемых по миру 3D каналов, тиража дисков 3D HD Blu-ray (в течение 5-10 лет будет существовать «контентный голод»)
— Наполнение растущего рынка цифрового кино (ежегодный прирост не менее 16 000 экранов)
— Создание первичных образов для 3D  компьютерных игр
— Возможность соединения всероссийского бизнеса в единый хаб, используя современные телекоммуникационные технологии
— Возможность создания «компании поколения» за счет создания рынка 3D аниматоров и IT технологов в этой области
— Доходы от реализации вторичных прав продолжаются многие годы из-за долгой амортизации библиотеки по мере появления новых 3D каналов в России и мире
— Относительная дешевизна производства в России

Animation & CG HUB  (в России)
• Создание центра в любом крупном городе России (офис с передовыми возможностями в части интернет-трафика, адекватная серверная, рендеринг, компьютерные посты)
• Создание юридической системы обмена образами и сырыми графическими материалами  с системой оплаты прав
• Создание системы конкурса мультипликационных образов, поступивших от детских изобразительных школ и студий, включая детей с ограниченными физическими возможностями ;
• Создание системы «удаленного» цехового разделения по периодам производства (моделлинг, сетап, текстуровка, фактура, светотени и рендеринг)
 
Детское кино: «Мобилизационный проект» для всей киноиндустрии
• «Обкатка» профессиональных кадров после профильных вузов. Повышение квалификации работающих профессионалов.
• Воссоздание «среднего звена» в кинематографии через опыт в детском и юношеском кино
• Привлечение «мастеров-наставников» из старшего поколения кинематографистов
• Использование и развитие региональных кинематографических кадров и базы в регионах (филиалы художественных школ и киновузов, филиалы киностудий)

Art-in-MEDIA  как культурный процесс
• Во всем мире, и в постсоветской России в том числе, развитие СМИ определялось развитием средств производства долгое время были крайне дорогостоящими для кино и телевидения. В настоящее время, в данных областях СМИ и средств доставки произошел технологический перелом.  Средства производства подешевели на порядки. Средства доставки достигли такого разнообразия, что давно конкурируют друг с другом, а само это «разнообразие» увеличивается с геометрической прогрессией.
• Период «пиратско-всеобщего» доступа к продукту интеллектуального труда в интернете и на «черном рынке» цифровых носителей завершается на глазах: вступление России в ВТО повлечет за собой неизбежно «наведение порядка» в этой «разгулявшейся отрасли».
• Наступает эпоха «борьбы за контент». В России происходящая «смена поколений» и быстрое проникновения и удешевление новых технологий в самое ближайшее время  «сломает» ситуацию. «Выжженное культурное поле» России потребует «зрелищ», а именно здесь на «обломках СССР» и сохранились нетронутыми из-за языкового барьера «пласты» научной фантастики, детской и юношеской литературы, детективов и приключений с массой образов и сюжетов.

Финансирование
• Господдержка (Минкульт, Фонд кино и др.)
• Региональные губернские фонды (социальные, культурные, общественные)
• Общественные акции «Народное кино» (смс флешмобы как сбор средств, оплата билетов из фондов градообразующих предприятий как реализация)
• Использование «замороженных средств» пенсионных фондов (страхование процесса, создание подразделений кредитования детского кино в уполномоченных банках)
• Привлеченные, инвестиционные средства

Развитие бизнеса в РЕГИОНАХ
Предполагается создание в Москве и других городах детских парков под открытым небом, основой которых станут декорации фильмов, снимаемых Фондом, например:
• Космические корабли и ландшафты других планет Беляева, Казанцева, Ефремова и др.
• Кремль, Соборная площадь, кремли и крепости городов средневекового периода
• Сказочные страны Носова, Волкова, Маршака и Чуковского
• Древняя Россия: деревянное зодчество, жилища сказочных героев
• Дома и усадьбы великих соотечественников
• Корабли, самолеты, поезда разных периодов 20 века
• Кареты, здания, корабли, поезда дореволюционной России
• Улицы дореволюционных Питера, Москвы и других городов
• Военная техника разных времен (муляжи), укрепления великих битв

Краткая «дорожная карта»
• Объединение всех энтузиастов отрасли
• Создание системы отбора идей, образов, героев
• Создание системы появления профессиональных сценариев и их оценки (маркетинговой и художественной)
• Создание устойчивой системы финансирования отрасли детского и юношеского кино
• Создание Киностудии и анимационного центра (hub) полного цикла
• Выход на перспективные международные рынки с продукцией для детей и юношества (Китай, Юго-Восточная Азия и др.)

Выводы: от КУЛЬТУРЫ «ВЫЖИВАНИЯ СИЛЬНЕЙШЕГО» к культуре «любви к ближнему»
• Детское кино является основной частью детской культуры, которая в свою очередь является отдельной отраслью, и которая находится в настоящий момент в России в ничтожном состоянии.
• Возрождение детского кино – это создание платформы для развития детской культуры. Без нее страну ждет нравственный кризис и окончательное крушение общественной морали
• Одно поколение, за минувшее с 1991 года время, уже потеряно. Оно выросло в условиях деградации образования, уничтожения науки и культуры, полного исчезновения отечественного кино. Потеря еще одного поколения – окончательная потеря будущего. Несмотря на рост рождаемости и попытки возродить отечественное образование и науку, в области культуры для детей и юношества ничего не делается. Детского и юношеского кино практически не снимается. Лидерами проката в кинотеатрах устойчиво продолжают быть низкопробные российские  псевдо молодежные комедии и американская продукция. Хотя и наблюдается некоторое возрождение российской анимации, пустота, образовавшаяся при потере нравственных ориентиров, заполняется тут же пошлостью и глупостью.
• Детское кино – это тот ключ, который отворяет двери к невероятно сильным эмоциям и чувствам юной души. Они запоминаются на всю жизнь и становятся, и ориентирами в выборе будущей профессии, и мерой в межчеловеческих отношениях.

Выводы: НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ формируется с детства
• Возрождение детского кино – является первостепенной задачей российской культуры.
• Одно из направлений – повторная экранизация лучших шедевров отечественного кинематографа. То есть производство римейков. Реэкранизация. Этот путь позволяет сразу сделать ставку на то, что уже по достоинству оценил однажды зритель, на проверенный годами продукт. Кроме того, детское кино переснятое по известным сценариям объединит в кинозалах детей и представителей старшего поколения (родителей и даже бабушек с дедушками), которые придут вместе с детьми посмотреть на  любимых героев и новую экранизацию любимого фильма.
• Важнейшей проблемой станет определение  героев нового детского кино. Речь идет об исторических и литературных героях, чьи образы традиционно формировались, благодаря столичному выбору. Однако сегодня необходимо переместить центр внимания в регионы.  «Парень из нашего города» — вот сегодняшний герой. Для молодежи большинства городов России неоценимым может быть обретение кумира из родного края.  Продвижение собственного исторического героя также окажется возможностью для края, области или республики, входящей в РФ позиционироваться в глазах своих жителей как особенное, отличающееся от других место.
• Как сделать это новое детское кино достаточно привлекательным для юного зрителя?  Такой способ есть – делать такие фильмы технологически передовыми. Формат 3D, цифровое кино — все больше и больше завоевывают мировой киноэкран – та форма на которую следует делать ставку. Именно эта технология снижает финансовый риски в связи с более высокой стоимостью билета и позволяет организовать фильму самый широкий прокат, в том числе за пределами РФ.

Источник: http://nfac.ru/